Горные духи - Яма-но кай.
Это, во-первых тэнгу, или амацу кицунэ, “небесная собака“. Когда-то очень давно предки нынешних тэнгу проносились по небу, похожие на падающие звезды, и оглушительно гремели, -- так они предвещали войну. Неправедные буддийские монахи в те далекие времена превращались в тэнгу, но забыли оставить рецепт, как это делается. Тогда тэнгу выглядели как злобные носатые (нос был большим и страшным вороньим клювом) твари с белыми длинными волосами, красным лицом, и с туловищем, покрытым шерстью, как у ямаину - дикого волка, у них были ужасные длинные когти, острые, как гвозди, а на спине - небольшие, но тоже страшные крылья. Но потом тэнгу то ли выродились, то ли, наоборот, эволюционировали (интересно, являются ли к тэнгу духи духов их предков?), разучились происходить от буддийских монахов, или делают это тайком, и теперь они выглядят почти по-человечески. Летали они всегда не с помощью крыльев (а, например, с помощью волшебной палки тэнгу,(это зеленая бамбуковая палка, одно из сокровищ тэнгу) когда взлетаешь, следует сказать: “ситяракатянтян, ситяракатянтян“, а когда хочешь приземлиться: “одзуйдзуйнодзуй, одзуйдзуйнодзуй“, махая при этом палкой), но тем не менее, крылья не атрофировались. У тэнгу ныне жиденькие волосы, спадающие на лоб и свисающие с подбородка, густые брови вразлет, смешной длинный нос, печальные глаза, опущенные уголки губ и вечное выражение незащищенности, вызывающее умиление у всякого, кто не станет злить тэнгу. Цвет лица и тушки у них теперь не красный, а неестественного алого цвета.
Как полагают люди, хотя тэнгу и встречаются поодиночке, на самом деле сплочены в своего рода союз, где есть главные (“оотэнгу“ - великий тэнгу) и подчиненные, а главы этого союза носят красное одеяние, на голове у них маленькая красная шапочка, а в руке - веер из перьев. Они живут на самых высоких деревьях, предпочитая сосны или криптомерии, откуда следят за своими подчиненными(“высоко сижу, далеко гляжу“ - это из японской сказки, так кричат оотэнгу). Рядовые тэнгу должны во всем слушаться старших, из-за чего их даже прозвали “коппа тэнгу“ - “тэнгу, листочкам подобные“. Еще они проводят тайные собрания где-нибудь в уединенном месте или на верхушке сосны, но так при этом шумят, что их нетрудно услышать. Сосна, нос и веер - три неотъемлемые детали, которые прочно закрепились за тэнгу в сознании японцев, а что касается сосны, то в японской науке даже есть такое понятие, как “тэнгу мацу“ - “сосна тэнгу“. Иногда, если сыро, тэнгу зажигают на вершине своей сосны или в воздухе между деревьями странные огоньки. Они также любят громко кричать и бить в большой барабан -тайко. Еще они часто превращаются в птиц, иногда - в зверей и людей. Могут превращаться в птиц и__или кричать по-птичьи (“хаттобо-хаттобо“, как голубь, или “тинтико-тинтико“, как воробей, или “тонбироро-тонбироро“, как коршун, или “день-день“, как жаворонок, или “ гао-гао“, как ворон, и т.п.)
Но, прошу обратить внимание, различать речь тэнгу для человека непросто. Не помешает знать их символику и образ мышления или обратиться за помощью к хорошему заклинателю, иначе вы не услышите ничего членораздельного. Может также помочь просьба к тэнгу выражаться более внятно (может быть он сам того захочет, они падки на вкусное и ценят внимание и вежливый испуг) Или вам должно уж очень повезти. Например, диалог тэнгу может выглядеть следующим образом:
Гао-доно, длинна ли красная нитка?
Хаттобо-доно, коротка, отсюда и до третьей стражи.
Этот разговор через голову обреченного означает, что жить тому осталось до третьей стражи по независящим от тэнгу( а связанным с каким-то оборотнем) причинам. Тэнгу многое знают. Для обычных оборотней красная нитка неразличима, их так и ловят, но с тэнгу иначе, и для большинства ёкай и юрэй красная нить обозначает почему-то жизнь. Обращать внимание на такие вещи в мире, где даже старая циновка может стать оборотнем, весьма полезно.
Тэнгу и шум - это в общем, одно и тоже, но могут существовать и раздельно, в разных ипостасях (как Бог-отец и Бог- дух в христианской мифологии, а еще точнее - как дух и дух духа). Эта ипостась (а часто просто слуховая галлюцинация, но людям это различить трудно) называется “тэнгу-даоси“, т.е. “тэнгу одолевают“, или “тэнгу разрушают“. В лесу внезапно может раздаться ужасный хохот (“тэнгу вараи“), или звук топора, или, по восходящей: “Ой, задавит, ОЙ, ЗАДАВИТ. ЗАДАВИТ, ЗАДА-А-АВИТ…НЕ ЗАДАВИ-И-ЛО-О…“до обиженного, или шипящее: “Хво-о-ост, мне нужен хво-ост“, или: “Тёккура-моккура, носом стук, вышел звук!“, или: “Эй-о, ухнем!“, и дальше хором: “У-ух!“, или: “Кто не ворон- крикни: “Га-ао! (наше “карр“)“, и дальше хором. Это кричит тэнгу, во третьем случае, вероятно, поспоривший с женщиной-змеей. Тэнгу любят хоровое пение, и принимая во внимание тот факт, что один тэнгу легко может петь хором, а также то, что для этого тэнгу может обойтись вообще без тэнгу, а одним тэнгу-даоси, неудивительно, что они предпочитают этот способ. Также они могут (и любят) петь народные припевки, типа “Ёй-ёй-ёй, ясаноса, наше дерево гундосо“ и т.п. Правда, большинство слушателей находят их манеру исполнения ужасающей - тэнгу совершенно немузыкальны. Именно это обычно ведет за собой нервные расстройства, панический страх и смерть жертвы.
Жители некоторых деревень утверждали, что по звукам, издаваемым “их“ тэнгу, они могут определить его настроение: когда тэнгу радуется, он хохочет, когда озадачен, то кричит: “пи-иро, пи-иро“, а когда печалится, то с дерева доносятся дикие крики и ужасный гром. Воздействие на людей звуком со стороны тэнгу было не менее значительным, чем его поступки.
С другой стороны, тэнгу очень ценят заботу и внимание со стороны людей, например, один служка храма в Ниигата подружился с тэнгу и ухаживал за старой сосной, после чего получил возможность превращаться в тэнгу и летать в Киото любоваться на красоты архитектуры. Люди, не рубите зеленку, каждая сосна это не только полтонны макулатуры, но и один-два тэнгу!
Сокровища тэнгу разнообразны - это и волшебная палка-леталка, и плащ, или шапка-невидимка, а еще веер, который может удлинять или укорачивать носы с точки зрения понятий тэнгу о красоте (методом особых шлепков), и не только у людей, но и у барсуков, и у лисиц, и вообще круглые веера-ниндзицу - это изобретение тэнгу, а мастера по изготовлению этих вееров могли тоже становиться невидимыми после произнесения магических слов, а еще они приобретали способность оставаться под водой больше часа или бегать быстрее лошади, а за особое умение изготовления вееров один тэнгу подарил предку Масааки Миядзаки волшебный меч, (правда, не стоит эти предметы уничтожать или терять - грозит большим несчастьем). Веер также может дать вечную молодость и счастье, дать или отнять достаток и плодовитость.
Но любую из этих замечательных вещей можно при умении выменять на сон под Новый год (этот сон вещий, и похоже, что сами тэнгу не видят снов), или на сито, сквозь которое видно, что за горизонтом, выиграть в кости и просто отнять у детенышей. Но я бы не решилась, отношение к тэнгу было весьма настороженным, как к демонам, и вообще, с ними лучше не шутить. Пожалеете.
Застрелить тэнгу нельзя, если он сам этого не захочет, то есть попасть можно, но не более. В отместку вас могут сжечь заживо вместе с лесом. То же грозит рубящим деревья в лесу тэнгу. Вообще они ревностно относятся к тому, что считают своим, например, одного маловера, срубившего сосну тэнгу, тот наказал, явившись к нему в дом (редкое явление, обычно эти духи избегают людских жилищ, а если и приходят, так никто, кроме хозяина, не может входить в дом, пока тэнгу не уйдет, почему -- непонятно), кастрировав нарушителя, и повесив отрубленный орган на срубленную часть сосны.
Еще тэнгу известны как похитители людей. Однажды тэнгу похитил Такэгоро, научил его летать по небу, и принуждал проделывать это каждый вечер, угрожая за неповиновение бросить в море или разбить о скалы, так продолжалось 20 лет, пока тэнгу не заявил Такэгоро, что присмотрел себе другого человека. Впоследствии этот тэнгу часто приходил к Такэгоро в гости, и даже обогатил его, но Такэгоро был уже стар, и богатство не пошло ему впрок. Тэнгу вообще не всегда могут ориентироваться во времени как люди.
Волшебным является и нос тэнгу, символ плодородия и достатка, его можно удлинять, пока он не достигнет чего-нибудь вкусного, пусть даже в соседней провинции, правда, такой нос вороват и малоуправляем, а еще некоторые встречные могут его отрезать, а это - позор.
Хана то хана то га
О-дзяма ни натта
Кути мо суварэну
Тэнгу сама
(... Нос-то, нос
Стал помехой
И ртом не вздохнуть
Господину тэнгу...)
поют в таком случае бессердечные окружающие. Часто длинный нос помогал тэнгу выполнять функцию чего-то вроде домового, но не того доброго и верного, что упомянут выше. Тэнгу в этой роли скорее полтергейст, несущий всяческие разрушения. Он появлялся обычно в виде карлика в черном охотничьем костюме, иногда с лицом, закрытым полотенцем, и мог исчезнуть в любой момент. При том мог загореться сундук с вещами, могли вдруг потеряться мечи, которые позже обнаруживали в канаве на значительном расстоянии от дома, на голову хозяевам могла опрокинуться миска с горячим варевом, а меч мог зависнуть перед самым носом кого-либо из домочадцев и преследовать беднягу до тех пор, пока тот не попросит прощения за нанесенную тэнгу обиду. Насколько известно, просто так тэнгу не приходят, им свойственно чувство своеобразной справедливости, которому они неукоснительно следуют.
Но тэнгу могут быть также очень полезны. Даже не принимая во внимание тот факт, что они изобрели не только круглый веер, моти анкоро (вид рисовых колобков) и многое другое, даже забывая о волшебных свойствах и предметах этих существ, следует учитывать, что они -- своеобразное связующее звено меж многими видами нечисти, и не только ёкай. Несмотря на неочевидные для человека законы их жизни, эти законы, по-видимому, позволяют им находить общий язык со многими существами. Они без труда контактируют с лисами, и случается, даже работают вместе (“иллюзионист иллюзиониста всегда поймет“, говорили в преф. Фукусима), и, похоже, обмениваются чудесами, с ямамбой, к примеру, иначе как тэнгу мог подарить человеку искусство быстро бегать, самому ему совершенно несвойственное? То же насчет каппа, каппа тоже весьма азартны, и оттуда, вероятно, чудеса тэнгу, связанные с водой (также и каппа иногда имеют в пользовании несвойственные им таланты, например, полет, которые дарят, кому ни попадя), иногда общаются с барсуками, но барсуки обиды помнят долго и к тэнгу относятся настороженно, а заодно и со многими духами дорог, гор, естественно, с деревьями и их духами и оборотнями, есть пара историй о заблудившихся тэнгу и морских монахах либо оборотнях. Также могут оказывать положительное влияние на они, но они тупы и эффект недолог. Берегите тэнгу, а не то…
Другие горные духи -это ямамба и ямаотоко, то есть горная старуха и “горный мужчина“, но в кровном родстве или в браке они обычно не состоят, они также, как и тэнгу, тесно связаны с Богом горы - Яма-но ками, хозяева леса. Ростом они метров шесть, и бегают по горам босиком и очень быстро, питаются плодами и мелкими зверюшками. Тело их часто (у ямаотоко всегда, когда он того хочет) покрыто шерстью, волосы седые и длинные, а рот у самых корней волос, от них особого вреда не ждут, более того, к ним часто обращаются за помощью. Несмотря на внешность и благодаря колдовскому искусству, ямамба может обольстить самурая, один самурай, Райко, прижил от ямамбы сына (то ли Кинтаро, то ли Кинтоки), что-то вроде Маугли с силой Геракла и умом они. Ямамба любит ловить и есть детей, иногда нанимаясь для этого в няньки, есть немало душераздирающих легенд, как ямамба, не удержавшись, с сожалением поедает любимого воспитанника, а родители в ответ кормят ее лепешками с раскаленными камнями и дают запить маслом, или толкут ее заживо в ступе, или варят, или топят (ямамба не может плавать). Добрее надо быть, как говорит Шац.
Но бывает и иначе, однажды ямамба потребовала у жителей окрестных сел еды, обосновав свою просьбу тем, что ей нечем кормить новорожденное дитятко ( а у этих духов новорожденные ростом с родителей, иногда и побольше, только глупее), и старухе, что принесла ей еды и составляла компанию всю зиму, подарила кусок бесконечной парчи, а жителей этих сел с той поры защищала от всех напастей и болезней. Заодно ямамба часто выступает как посредник между людьми и духами их предков, и как исполнительница обряда очищения (своеобразного) перед Новым годом. То есть Бог на белом зайце сажает рис, а ямамба - терновник, тем не менее, это необходимо.
Ямамба в быту обычно ткачиха. Волшебный предмет у нее - чаще всего ткань, самая разная, по отдельным кускам можно взобраться на небо, или, чаще, отрез различными способами помогает достичь полного благополучия, и бутылочка сакэ, бездонная, разумеется. Ямамбу можно встретить на рынках, она торгует сакэ, и если кого угостит, тому будет удача. Ямамба может легко обернуться юной девой, и вообще она очень похожа на бабу-Ягу. А вот ямаотоко не может.