Сегодня опять проводил занятия с кадетами.
Когда в очередной раз был задан вопрос: "Куда и как надо бить ножом?" – кадетам был представлен и распечатан следующий текст:
"Прежде, чем я начну говорить непосредственно о колото-резаной травме, придется сделать небольшой экскурс в… некоторые эволюционные моменты человеческого развития. Именно в эволюцию, ибо чтобы правильно эту (да и любую другую) травму причинить, надо оценить сложность и крепость устройства человеческого организма, а без эволюционно изыска этого не сделаешь. Мы это воспринимаем как данность, не задавая себе вопроса, а почему среди всех высших приматов именно человек не только выжил, но и вытеснил все остальные виды своих собратьев по зоологическому классу. Я имею в виду еще тот момент, когда человек не был человеком, а был просто видом обезьяны, отвоевывая себе место в экологической нише занимаемой всеми приматами.
Вопрос кажется глупым. Сразу вспоминается что-то там про интеллект и «классическое» – «Обезьяна взяла в руки палку и стала человеком». У меня лично эта фраза вызывает только улыбку, палку в руки берут все высшие приматы, но вот человеком ни один не стал.
Я этот разговор поднял вот почему? Давайте попробуем представить себе гипотетическую схватку человека против (ну, к примеру) шимпанзе, происходящую лет эдак 30-50 тысяч лет назад, т.е. когда кроманьонец уже был, а цивилизации еще не было. То, что такие схватки были – сомнений не вызывает, поскольку оба этих подвида приматов занимают одну экологическую нишу.
Итак, росто-весовые показатели у «поединщиков» одинаковы (130-170 см и 40-70 кг), качество мускулатуры… ну пусть тоже будет одинаковым (наши предки, говорят, были не чета нам – изнеженным и слабым).
Дальше начинаются, весьма неприятные для человека, частности. Длинные трубчатые кости скелета у шимпанзе толще, кости черепа – тоже толще и без пазух, это значит, что к удару – кости шимпанзе устойчивее. Верхние конечности у шимпанзе – длиннее, а это выигрыш в дистанции, нижние конечности – короче, значит у обезьяны ниже центр тяжести, зубы – длиннее, с хорошо выраженными клыками.
Ну, а теперь все по «товарищу Ознобишину»: на дистанции броска чем-либо – выигрывает шимпанзе – рука длиннее, на дистанции удара – опять шимпанзе – опять таки рука длиннее, в борьбе – выигрывает шимпанзе, у неё центр тяжести ниже и, наконец, в партере – шимпанзе благополучно добирается своими клыками до человеческого тела вообще и горла в частности. Финал – полная победа функциональности и «макака» идет к себе в стаю, радостная и сытая, причем искренне довольная тем, как повезло ей родиться нормальной и красивой, и не повезло человеку: «Это надо ж уродиться такой длинноногой и тонкокостной пародией на нормальную обезьяну!»
Я к чему это всё рассказал? Чтобы в дело вступила пресловутая палка. Заранее понимая, что ему в драке ничего не светит, человек берет в руки палку и что же? Палку берет и обезьяна. Дальше все возвращается к длинным рукам и человеку делается еще хуже. Почему? Да потому, что хоть человеческое тело и хорошо защищено от действия тупых твердых предметов, но тело обезьяны защищено еще лучше. И кости у нее толще, и шерсть погуще (что не мало важно, при защите от скользящих ударов).
И был бы человеку «полный звиздец», если б в дело не вступил пресловутый интеллект. Неизвестно, как это произошло, но в один прекрасный для себя (и человечества) момент наш предок взял в руки не просто палку, а палку заостренную. Уж не знаю, откуда эта палка взялась, но появилась она в нужный момент, да и предок не подкачал – не стал охаживать врага «по старой памяти» по голове и бокам, а коварно ткнул острием в живот (или в грудь, что вообщем-то не принципиально). Эффект превзошел все ожидания. И снизошла на предка великая истина – хорошо природа постаралась защищая тело шимпанзе, но от действия острия эта защита совершенно не эффективна. И теперь уже человек пошел довольный собой к себе в стаю (или уже в племя?), прикидывая как бы приобретенное знание использовать для внутривидовой «разборки», поскольку знал, что тело его соплеменников отличается по прочности от тела шимпанзе только в худшую сторону. Пришел и использовал, не особенно терзаясь морально. (Человек природой «вооружен» очень слабо, поэтому во внутривидовых столкновениях «тормозов» не имеет. Подробно об этом рекомендую – В.Р. Дольник «Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев» – не пожалеете.)
Человек начал становиться человеком, когда взял в руки именно заостренную палку, а стал им окончательно, когда додумался эту палку острить специально и носить при себе постоянно. Мы – постоянно таскающие при себе, что-либо колюще-режущее – духовные наследники вот того первого. Почему духовные? Потому что помним завет – «не зарекайся, от того, что судьба тебя может свести на узенькой дорожке с «обезьяной»». Только сейчас обезьяну называют «гоблином», «отморозком», «гопником» и т.д. И как ты его не назови обезьяна остается обезьяной – примитивной, наглой и самодовольной, но при этом хитрой, сильной, а часто и в большинстве.
Теперь собственно о колото-резаной травме.
Как я уже говорил ранее, человеческое тело очень неплохо защищено от действия тупых твердых предметов. Комплекс из кожи, мышц и костей является надежной броней, защищающей внутренние органы. А как ведет себя эта «броня» при встрече с клинком колющим или режущим?
Путем проведения многочисленных экспериментов, несколькими поколениями судебных медиков было доказано и многократно подтверждено, что реальным препятствием действию клинка являются только две ткани в организме – кожа и кости. Это то, при повреждении чего клинок испытывает реальное сопротивление.
А каково оно, это сопротивление, какую величину силы в килограммах надо приложить на остриё, что бы повредить эти ткани?
Опять же экспериментально установлено, что кожа повреждается очень легко. Для того, чтобы пробить человеческую кожу (при высокой остроте «жала» клинка, естественно) надо приложить усилие порядка 10-20 кг. И всё!
Кости обычно ножом не пробиваются, но в большинстве случаев этого и не нужно. Обычно, если клинок дошел до кости, то к этому времени он что-либо важное уже повредил.
Мышцы и внутренние органы препятствием для клинка не являются! Клинок проходит сквозь них «как сквозь масло». Оч-чень правильное сравнение, полностью соответствует ощущению.
Кроме кожи, на теле человека обычно существует еще один защитный слой различной толщины и прочности – одежда. В подавляющем большинстве случаев для клинка это весьма слабое препятствие – на уровне второго слоя кожи, т.е. усилие по его преодолению это те же 10-20 кг.
Резюмируем изложенное: Единственное реальное препятствие ножу в человеческом теле это кости, но поскольку они глубоко в мягких тканях считать их препятствием в полном смысле этого слова глупо. Все остальное «покрытие» – КОЖА И МЫШЦЫ – ПРЕПЯТСТВИЕМ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ! ОДЕЖДА ПРЕПЯТСТВИЕМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ! Даже кожаная! Поэтому когда я читаю, что для защиты от ножа надо обмотать руку тканью, мне делается смешно, с точки зрения судебной медицины это полная глупость.
Теперь, когда мы знаем, что врожденной «природной» защиты от действия ножа у человека нет, то вроде бы можно радовать, но не будем спешить. Запас прочности человеческого организма таков, что если халатно и без должного знания дела подойти к его (организма) «выключению», то можно здорово «нарваться». Правило: «Пусть я сдохну завтра, но ты сдохнешь сейчас!» – еще никто не отменял.
К «выключению», а часто и смерти человека (Се ля ви!) приводят три причины – расстройство дыхания, расстройство кровообращения и нарушение нервной деятельности. Этого можно достичь разрушением органа отвечающего за дыхание, кровообращение или нервную деятельность или нарушить функции этих органов, без их непосредственного разрушения.
Разрушение органа – это понятно, и вроде бы даже просто. Что там у нас отвечает за нервную деятельность, головной и спинной мозг? Вгоняй нож в любой. За кровообращение – сердце? Вгоняем клинок в сердце. Дыхание это легкие? Воткнём и в легкие. Вот тут стоп! Оказывается этот путь не всегда эффективен. Проткнем одно легкое, так второе-то цело останется. А он ведь и на одном нас может… Да и с мозгом не все просто. Череп – это кость, клинком пробивается плохо, а вот заклинить клинок в этой «кости» может запросто. Оно нам надо? А может ударить в глаза? Можно. Через глазные щели клинок легко проникает в мозг. Но, цель малоразмерна, лицо традиционно защищается хорошо, да и в глазной щели клинок тоже может заклинить. Тоже самое относится и к ударам по спинному мозгу. Пробить позвонок проблематично (если попал в него), а нож, застрявший в позвонках и меж ними – описаний таких случаев много. Хорошо если противник один, а если несколько?
Мда-а. Что-то там было про нарушение функций?
Было. Нарушает все функции организма, в т.ч. и витальные (жизненные) несколько процессов. Создай их (процессы) и противник «выключен». Эти при колото-резаной травме основных процессов два – кровопотеря и боль. И то, и другое может привести к шоку, а шок (не будем углубляться в медицинские подробности) – это классная «отключка».
Здесь разберем поподробнее.
В сущности, любое маломальское повреждение любой ткани ведет к боли. Разрежь мышцы – будет больно, повреди кость – то же самое, даже кожу – больно. Боль при колото-резаных повреждениях может быть настолько сильная, что человек может потерять сознание. А может не потерять? Может и не потерять. Все зависит о количества адреналина и эндорфинов (морфиноподобные вещества вырабатываемые организмом) выброшенных в кровь. Боль – это быстро и хорошо, но не очень надежно. Для повышения «надежности» «выключения» у нас есть в запасе кровопотеря.
Кровопотеря в той или иной степени развивается от повреждения любой мягкой ткани. В зависимости от скорости кровопотери человек (в среднем) способен сохранять сознание и довольно активно и целенаправленно двигаться, потеряв от 800 до 1500 мл крови. Если величина кровопотери больше, то наступает потеря сознания. Нам надо, чтобы эта «потеря» наступила как можно быстрее.
Кровотечение бывает артериальным, венозным и капиллярным. Нас интересуют первые два, а так же очень специфическая разновидность капиллярного кровотечения, называемого паренхиматозным.
Артериальное кровотечение – кровотечение из поврежденных артерий, как полостных, так и конечностей. Изливающаяся кровь выбрасывается сильной пульсирующей струей, со средней скоростью 70 мл в секунду.
Венозное кровотечение возникает при повреждении вен, так же как полостных, так и вен конечностей. Давление в венах значительно ниже, чем в артериях, поэтому кровь вытекает медленно, когда равномерной, а когда и неравномерной струей, со скоростью 20-30 мл в секунду (средней!).
Паренхиматозные органы – печень, селезенка, почки, легкие – имеют очень развитую сеть артериальных, венозных сосудов и капилляров. Если артерии и вены, снабжающие кровью эти органы, клинком не задеты, а повреждена одна ткань, то развивается классическое паренхиматозное кровотечение, его средняя скорость 10-15 мл в секунду. Аналогичное по скорости кровотечение дают и поврежденные клинком мышцы.
Теперь мы вплотную подошли к решению вопроса «Куда бить ножом?», поскольку уже знаем, что наш удар должен быть (в идеале):
1. органоразрушающим
2. максимально болезненным
3. вызывать максимально быстрое и массивное кровотечение.
Наиболее отвечают этим трем критериям удары клинком в грудь и (несколько в меньшей степени) в шею.
Грудь – средоточие органов отвечающих за дыхание и кровообращение, две основные жизненные функции человеческого организма.
Само по себе проникающее колото-резаное повреждение груди, вне зависимости от того, что оно повредило – это БОЛЬ! Грудная полость, а так же ее органы, выстланы изнутри своеобразной пленкой – плеврой. Плевра содержит в себе гигантское количество болевых рецепторов, их раздражение и ощущается как боль.
Попадание клинка в сердце или его сосуды (сосуды средостения – аорта, легочной ствол, легочные артерии и верхняя полая вена) в 99 % случаев вызывает или остановку сердца, или мощнейшее внутренне-наружное кровотечение, от которого человек теряет сознание или умирает через 5-30 секунд. Боль настолько сильна, что даже если человек остается в живых подольше оговоренных выше секунд, о каких-либо его серьезных целенаправленных действиях нет и речи.
Попадание клинка в легкое почти полностью «выключает» дыхание (а значит и крик) – каждый вдох резко болезненен. Поврежденное легкое – источник массивного внутреннего кровотечения, поскольку легочная ткань пронизана артериями, венами и капиллярами, а если клинок попадает в корневую зону легких, то тут скорость кровотечения практически сравнивается с кровотечением из пробитого сердца. Кроме того, при извлечении клинка из раны, в грудной стенке образуется дыра, через которую воздух тут же проникает в грудную полость, уравнивая давление в ней с наружным и вызывая этим спадение легкого, т.н. пневмоторакс.
Удар клинка в грудь будет максимально эффективным если он направлен к воображаемой точке в средине грудной клетки, под любым углом, радиально. При таком ударе вы наверняка попадете либо в сердце, либо в сосуды средостения, либо корни легких. Эти же направления надо «держать» и при ударах в надключичные ямки (хотя анатомически это шея) и в подреберья (анатомически это живот).
Шея. Каротидные (сонные) сосудисто-нервные пучки (артерия, вена и нерв) при повреждении клинком дают сильнейшее кровотечение, сильнейшую боль, а кровь попавшая в дыхательные пути вызывает асфиксию (задушение) сродни утоплению – человек просто захлебывается. Кроме того, если ударить в надключичные ямки (нижнюю треть шеи), то можно пересечь подключичные артерию и вену. Артерия – это кровотечение, а вена… Тут интересно – эта вена, в отличие от любой другой, не спадается (ее стенки жестко фиксированы в расправленном состоянии), часто в ней отрицательное давление и тогда пересеченная вена начинает «засасывать» воздух вызывая воздушную эмболию правой половины сердца и артерий легких.
«Оптимально» клинок повреждает органы шеи, если удар направлен в переднюю и боковые поверхности шеи, «вглубь», под любым углом, но с расчетом "протягивания" клинка на извлечении. Лучше всего, если лезвие (режущая часть клинка) идет по передней поверхности позвоночного столба, тогда наверняка перережет хотя бы один (правый или левый) каротидный (сонный) сосудисто-нервный пучок (они лежат на передней поверхности позвоночного столба). Вообщем, даже при уколе надо стремиться максимально задействовать режущий компонент, впрочем, это относится к уколу в любую область тела.
Вторым, по эффективности вывода человека из строя, идут удары клинком в живот и забрюшинное пространство (уровень живота со спины). Попадание клинка в брюшную аорту, подвздошные артерии или нижнюю полую вену, основные артерии и вены органов брюшной полости (крупнейшие сосуды брюшной полости) вызывает кровотечение по массивности сравнимое с повреждением сосудов средостения, в печень, почки или селезенку – с легочным. Кроме того – БОЛЬ. Брюшная полость (как и грудная), а так же ее органы, так же выстлана изнутри пленкой (аналогичной плевре) – брюшиной, которая, как и плевра, содержит в себе гигантское количество болевых рецепторов. Кроме того, источником сильнейшей боли служат солнечное (чревное) нервное сплетение и поджелудочная железа. Боль в животе способна вызвать нарушение работы сердца, что «выключает» кровообращение, а так же не дает нормально функционировать диафрагме, а значит, человек дышит «через раз», т.е. опосредованно раны живота «выключают» и дыхание.
Удар вашего клинка в живот будет эффективен, если ваш удар имеет целью вертикальную линию, расположенную на передней поверхности позвоночного столба – брюшная аорта, а направление снизу вверх, под углом 15-45 градусов. При таком ударе, если не в аорту, то во что-нибудь кровоточивое и болючее попадете обязательно. В нижнюю треть живота (паховую область) можно наносить удар и просто сверху вниз, с целью повреждения подвздошных артерий, но здесь довольно велика вероятность промахнуться.
При ударах в живот есть еще один специфический момент. Передняя стенка живота податлива, поэтому удары в нее надо наносить с максимальной силой. Чем сильнее ударите, тем сильнее продавите стенку, тем глубже будет раневой канал от вашей раны. Глубина раны в 12-15 см от 8-мисантиметрового клинка, при ударах в живот не редкость. Поэтому в переднюю стенку живота хорошо бить, если у вас короткий клинок.
Про повреждения головы и головного мозга (как и спинного), и про «риски» с этим связанные, я сказал выше. Надо только добавить, что мышцы лица содержат большое количество всевозможных сосудов, которые не спадаются (особенность кровоснабжения мимической мускулатуры), поэтому кровотечение из этой области довольно массивно и его очень трудно оперативно остановить. Разрежьте лоб – и кровь начнет заливать глаза, сама не «остановится».
Теперь о колото-резаных повреждениях конечностей. Природа сделала так, что на конечностях почти нет зон (из доступных клинку) способных вызвать сверхсильную (шоковую) боль. Здесь болевой максимум – «выключение» конечности, частичное или полное. Поэтому главная цель при атаке конечностей «на поражение» – массивная кровопотеря. Однако, природа постаралась запрятать основные магистральные артерии и вены рук и ног поглубже, поэтому атаковать конечности надо с разбором.
Верхние конечности – куда бить? Чтобы не вдаваться в анатомические подробности дам простые ориентиры:
1. Подмышечная впадина – скопище очень крупных артерий, вен и нервов.
2. Область локтевого сгиба с переходом на верхнюю треть предплечья – тоже скопление очень крупных сосудов.
По большому счету зону поражения на руках можно расширить до всей внутренней поверхности анатомического плеча и передней поверхности предплечья (для ориентирования – это та, полосой идущая область вдоль руки, на которой меньше всего волос). Бить сюда неплохо, но эти удары будут обладать меньшей эффективностью, чем точно по локтевому сгибу.
Нижние конечности. Наиболее предпочтительная мишень для клинка – передне-внутренняя поверхность верхней половины бедер (от паховой складки вверху) и подколенный сгиб, менее предпочтительно – задняя поверхность нижней половины бедер, наружная и внутренняя поверхность голеней.
Как я уже сказал – всё перечисленное на конечностях выше – «для кровотечения», а «для боли» – можно колоть и резать куда угодно.
Ещё несколько общих моментов (судебно-медицинский изыск):
1. Убойность (способность вызвать расстройство жизненных функции организма) раны имеет прямую зависимость от глубины раневого канала. Отсюда – клинок лучше вгонять поглубже, не стоит «экономить» в данном вопросе.
2. Убойность раны имеет прямую зависимость от длины раны (не путать с глубиной, глубина это длина раневого канала, а не раны). Отсюда – извлекать клинок надо с максимальной «протяжкой» или «проворотом» в ране. И то, и другое увеличивают длину раны.
3. Широкий колюще-режущий клинок (при одинаковой длине) всегда будет убойнее узкого, поскольку, опять-таки, создает рану большей длины.
4. Колющий клинок по травматичности мягких тканей уступает колюще-режущему, но он хорошо пробивает кости, а значит расширяет зону поражения, позволяя атаковать колющим ударом все зоны головы и позвоночного столба.
Пожалуй, по основам колото-резаной травмы – всё. По крайне мере, с точки зрения судмедэксперта. Надеюсь получилось «экстрактно и вразумительно». Удалось ли? Судить не мне, а Вам.
Засим, позвольте откланяться.
(с) Svjatoy.
(c) bleachbedlam.bleachforum.ru